ДЦ «СЕТУНЬ» разработана НИИЖА (НИИАС) по заданию ЦШ и официально введена в эксплуатацию в 1997 году.
Система ДЦ «СЕТУНЬ» является диспетчерской централизацией нового поколения и предназначена для применения на ж.д. узлах и участках железных дорог при однопутном и многопутном движении поездов с автономной или электрической тягой в системах контроля и управления движением подвижного состава. Данная диспетчерская централизация функционально включает в себя современную систему телемеханики с высокоскоростным обменом информацией между центральным (распорядительным) постом и линейными (исполнительными или контролируемыми) пунктами.
Система ДЦ «СЕТУНЬ» рассчитана на использование любых устройств автоматики на станциях и перегонах. Длина управляемого и контролируемого участка железной дороги может достигать 200 – 1000 км и более, в зависимости от интенсивности движения поездов. Количество управляемых и контролируемых системой объектов на линейных пунктах практически неограниченно.
Система ДЦ «СЕТУНЬ» имеет иерархическое уровневое строение, представленное на схеме.
2. Второй уровень
3. Третий уровень
4. Многомониторное автоматизированное рабочее место поездного диспетчера – УВК АРМ ДНЦ
5. Необслуживаемая рабочая станция – УВК РС «СВЯЗЬ»
6. Контролируемый Пункт (КП)
7. Электрическая централизация (ЭЦ)
8. Контроллеры дискретных сигналов (КДС)
9. Блоки телеуправления (БТУ)
10. Микропроцессорная централизация (МПЦ)
11. Компьютерный стык (КС)
12. Основной канал приема/передачи данных с КП
13. Резервный канал приема/передачи данных с КП
14. Локально-вычислительная сеть
15. Автоматизированное рабочее место дежурного механика центрального поста ДЦ – АРМ «ШНД»
16. Рабочая станция РС «ФАЙЛ-СЕРВЕР»
17. Сервер расчета графика исполненного движения – «СЕРВЕР РАСЧЕТА ГИД»
18. Рабочая станция РС «ШЛЮЗ»
19. Узел Межсетевого Взаимодействия – «УМВ»
20. Канал передачи информации потребителям телесигналов
21. Потребителям телесигналов
21.1 Системы ведения графика исполненного движения
21.2 Системы технической диагностики и мониторинга
21.3 Интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом
21.4 Табло коллективного пользования
21.5 Иные системы анализа, учета статистики.
1
уровень
Сопряжение со станционными системами
На этом уровне находятся Контролируемые Пункты (КП) системы ДЦ «СЕТУНЬ» (6). В данные устройства встроены устройства сопряжения с системами безопасности станции. В случае, если это Электрическая Централизация – ЭЦ (7), то для съема информации со станционных устройств предназначены Контроллеры Дискретных Сигналов – КДС (8). Для управления низовой автоматики предназначены Блоки Телеуправления – БТУ (9). В случае, если устройства безопасности на станции – Микропроцессорная Централизация (МПЦ), то устройство сопряжения – Компьютерный Стык КС (11).
Все контролируемые пункты диспетчерской системы соединены в закольцованную линейную цепочку и обмениваются информацией друг с другом. Соответственно, самый первый Контролируемый Пункт (КП) подключен к основному каналу «А» (12), а самый последний – к резервному каналу «Б» (13). В случае, когда через Контролируемый Пункт (КП) проходит информация, которая не предназначена для него, он ее ретранслирует на следующий/предыдущий Контролируемый Пункт (КП). В случае, если нарушится нормальная работа канала между Контролируемыми Пунктами (КП), происходит разворот передачи информационных потоков. Таким образом, осуществляется резервирование каналов приема/передачи данных.
2
уровень
Управляющий вычислительный комплекс
На данном уровне находятся устройства оперативного контроля и управления станционными устройствами. Все устройства системы на данном уровне объединены Локально-Вычислительной Сетью ЛВС (14).
Для стыковки с Контролируемыми Пунктами (КП) системы ДЦ «СЕТУНЬ» предназначена необслуживаемая рабочая станция – РС «СВЯЗЬ» (5), которая информационно обслуживает каналы связи и циклически опрашивает Контролируемые Пункты (КП) по основному (12) и резервному (13) каналам. Полученную информацию УВК РС «СВЯЗЬ» передает по локально-вычислительной сети (14). Данная информация поступает в широковещательном режиме на все компоненты системы, находящиеся в данной сети.
Для управления устройствами предназначено многомониторное Автоматизированное Рабочее Место поездного диспетчера – Многомониторный УВК АРМ ДНЦ (4). В данном комплексе используется несколько мониторов – один для управления и несколько – для просмотра поездного положения по всему диспетчерскому участку. Количество мониторов рассчитывается в зависимости от визуальной загруженности участка. С УВК АРМ ДНЦ производит-ся посылка команд телеуправления, которые посредством Локально-Вычислительной Сети ЛВС (14) поступают на РС «СВЯЗЬ» и далее передаются на Контролируемые Пункты КП (6). Многомониторный УВК АРМ ДНЦ (4) так же сохраняет архив поездного положения и все состояния объектов железнодорожной автоматики в «Черный ящик», расположенный на рабочей станции РС «ФАЙЛ-СЕРВЕР» (16).
Для контроля работоспособности всех компонентов системы «СЕТУНЬ» в Локально-Вычислительную Сеть (ЛВС) включено Автоматизированное Рабочее Место дежурного меха-ника центрального поста ДЦ – АРМ «ШНД» (15). На данном рабочем месте обслуживающий персонал может контролировать работу всех компонентов системы в режиме реального времени, а так же состоянием устройств Сигнализации, Централизации и Блокировки (СЦБ), считанного из Архива поездного положения и «Черного Ящика» с РС «ФАЙЛ-СЕРВЕР» (16).
Для сопряжения со сторонними системами и расчета Графика Исполненного Движения (ГИД) подвижных составов, в системе присутствует Сервер Расчета Графика Исполненного Движения – «СЕРВЕР РАСЧЕТА ГИД» (17). Данный компонент ведет расчет поездной модели по приходящим с Контролируемых пунктов КП (6) телесигналам.
Автоматизированные Рабочие Места (АРМ) и Рабочие Станции (РС) включают в себя как специализированное оборудование – промышленные ЭВМ, периферийные устройства, каналообразующая аппаратура и т.п., так и соответствующее программное обеспечение – «Программный комплекс диспетчерской централизации «СЕТУНЬ» 2.0» (ПК ДЦ «СЕТУНЬ» 2.0).
3
уровень
Сопряжение с системами Верхнего уровня
Для исключения попадания в управляющую Локально-Вычислительную Сеть (ЛВС) любого несанкционированного воздействия, применяется рабочая станция РС «ШЛЮЗ» (18). Данная Рабочая станция имеет две сетевых карты. По одной сетевой карте на РС «ШЛЮЗ» поступает информация о состояниях объектов с РС «СВЯЗЬ» (5). По другой сетевой карте – РС «ШЛЮЗ» передает информацию через Узел Межсетевого Взаимодействия – «УМВ» (19) потребителям телесигналов (21) по каналу 20. Потребителями являются системы ведения графика исполненного движения (21.1), системы технической диагностики и мониторинга (21.2), интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом (21.3), табло коллективного пользования (21.4) и иные системы анализа, учета и статистики (21.5) и т.п.
Отличительной особенностью диспетчерской централизованной системой управления движением железнодорожного транспорта является то, что она несет в себе полный цикл всех компонентов получения информации, ее обработки, отображения, сохранения в архив, подготовки для сторонних систем, возможность управления станционными устройствами. Кроме того, система сопрягается со всеми используемыми на сети железных дорог ОАО «РЖД» системами безопасности станций – Электрической Централизацией ЭЦ (7), Микропроцессорной Централизацией МПЦ (10). При необходимости управления несколькими диспетчерскими участками, система может расширяться. Для этого на станциях устанавливаются дополни-тельные Контролируемые Пункты (КП), связанные с РС «СВЯЗЬ» и добавляются многомониторный АРМ ДНЦ (15). При этом АРМ «ШНД» (15), РС «ФАЙЛ-СЕРВЕР» (16), «СЕРВЕР РАСЧЕТА ГИД» (17) и РС «ШЛЮЗ» (18) остаются в прежнем составе, что позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы.
Временные характеристики
- средняя наработка на отказ Контролируемого Пункта (КП): 20000 часов.
- вероятность трансформации сигналов: ТУ не более: 10-14, ТС не более: 10-8
- вероятность потери информации в каналах: ТУ не более 10-10 (при пятикратном повторении), ТС не более 10-8
- интенсивность опасных отказов линии связи: 3×10-12 на одну команду.
- суммарная интенсивность опасных отказов аппаратуры передачи и реализации ответственных команд: 1,4×10-11
- время обновления отображаемой поездной ситуации: не более 5 сек.;
- время реакции системы на запрос диспетчера: не более 5 сек.;
- время разработки предложения по оптимизации графика и устранению конфликтов: не более 60 сек.;
- частота дискретизации аналоговых данных: 1 сек.;
- период хранения обработанной информации: до 30 суток;
- время хранения архива состояний: до 1 года.
Примечание: в зависимости от заданной топологии конкретного объекта внедрения, фактические временные характеристики могут отличаться от указанных, в пределах, не снижающих эффективность и не нарушающих работоспособность комплекса.